10.3 БУМ-ЗУМ (АТАКА С ПРЕВЫШЕНИЯ)
Один хороший вирпил сказал, что в идеале сбивать противника
надо так, чтобы он вообще не понял, что произошло, и кто его сбил. Такого эффекта
можно добиться, применяя тактику БУМ-ЗУМ.
Бум-зум можно перевести, как ударил-убежал. Любой уважающий себя пилот с большим
удовольствием расскажет вам, как и что надо делать при бум-зуме, но правильно
и эффективно умеют это делать считанные единицы.
Эта тактика достойная особого внимания, потому как использовалась многими немецкими
и русскими асами. Суть её в следующем. Имея громадное приемущество в высоте
по сравнению с обнаруженным противником (разница может составлять от 1000 до
4000 метров) пикируем на него сзади и разогнавшись до предела, атакуем с задней
полусферы. Противник нас, как правило, не видит вследствии нашего большого превышения
и быстрой атаки на него. Он летит прямо и не маневрирует. Скорость его от 250
(в наборе высоты) до 450 (если он в горизонтальном полёте). Наша скорость на
пикировании (в зависимости от самолёта) доходит до 650-850. Целимся в неманеврирующего
противника (он же нас не видит), стреляем. После атаки, имея запас скорости,
плавно уходим вверх под углом градусов 30-35. Дальше просто выходим из зоны
видимости противника плавным климбом в свою сторону или в сторону солнца. И
сваливаем подальше от этого места. Мы не вступаем с ним в бой, а убегаем от
противника, независимо от результата стрельбы по нему. Вот как описывает классический
бум-зум Хартман: «Я никогда не придавал большого значения воздушному бою. Я
старался не ввязываться в воздушные бои с русскими. Моей тактикой была внезапность.
Подняться выше, если это возможно, зайти со стороны солнца... девяносто процентов
моих атак были внезапными. Если я сбивал один самолет, я выходил из боя, делал
перерыв и вновь наблюдал за ситуацией. Поиск противника зависел от того, где
шла борьба на земле, и от визуального обнаружения целей. Наземные станции сообщали
нам по радио о позиции противника, давая координаты по карте. Поэтому мы могли
искать в нужном направлении и выбирать наилучшую высоту для атаки. Если я патрулировал,
то предпочитал атаку на полной скорости со стороны солнца снизу, потому что
вы можете заметить противника очень далеко на фоне покрытого облаками неба.
Тот пилот, который увидит другого первым, уже наполовину одержал победу»
Вот примерный трек классической БУМ-ЗУМной атаки:
bu1.ntrk (размер 1,00 Mb)
Разбор трека:
Что примечательного – примечательно в треке то, что я летел на Фоке в комплектации
U-3. Это облегчённая комплектация (только 2 пушки и 2 пулемёта+250 кг бомба).
Другую комплектацию на сервере Г1 запрещено брать на данной карте. Бомбу я естественно
скинул как только взлетел. Так что вооружение у меня было в два раза хуже. Это
заставляло лучше целиться при стрельбе. Но стрельба прошла на 5. У кобры срезано
крыло. Классическое место для поиска жертвы – филд противника. Обычно я вишу
прямо над филдом. Но на этом были высотные зенитки и они не давали мне подойти
близко к филду. Как только я увидел кон, я сразу стал за ним следить и дал ему
набрать высоту и отойти от филда подальше, с тем что бы он сразу не срулил бы
к зениткам филда. При этом я не забывал следить за окружающим пространством
– а вдруг кто-то также уже пасёт и меня. Сама атака затруднялась тем, что противник
летел на солнце. Особое внимание прошу обратить на удержание скорости при пикировании.
Орудуя газом я старался что бы скорость в момент атаки была не выше 650-680.
Обычно я бумзумлю на большей скорости, где то 720-760. Но на большой скорости
труднее целиться и срубить противника в первом заходе, имея только пару пушек
очень непросто. Так что я выбрал более медленный заход, но более точную стрельбу.
И не ошибся в выборе. После атаки я плавно стал уходить климбом в свою сторону
и вообще ушёл из того района.
Мои ошибки: на какой-то момент я потерял жертву из вида на пёстром фоне ландшафта.
Это была единственная моя ошибка.
Ошибки противника: тут всё ясно, взлетел и почесал себе по прямой, а что там
за спиной ему пофигу. Результат – могила.
Именно такой тактикой Хартман настрелял за войну просто чудовищное количество
самолётов и это количество не даёт покоя до сегодняшних дней многим историкам.
Самый важный момент после атаки убегаем и смотрим по сторонам. Я особо выделил
этот этап боя, потому что большинство вирпилов ошибочно считают продолжение
боя с поврежденным противником дальнейшим Бум-Зумом. А это в моей терминологии
уже не бум-зум, а бой на вертикали. Да, конечно можно вступить и в такой бой,
если достоверно известно, что в радиусе как минимум 30 км нет товарищей того,
кого мы атакуем. То есть если на сервере из противников только он и всё. Или
ещё кто-то, но совсем в другом районе. Но в большинстве случаев при достаточном
количестве игроков мы не знаем где они находятся, и это будет уже не БУМ-ЗУМ.
Противник может быть совсем рядом и уже целится в вас. А повреждённый противник,
как правило, сразу же направляется к своему аэродрому со снижением. Естетственно,
снижаться нам резона нет никакого. Мы должны летать высоко, что-бы был шанс
остаться в живых. Вот, кстати пример трека, как мне на шесть чуть не сел ЛаГГ-3,
а всё из-за того, что я начал заниматься добиванием.
bubf.ntrk (размер 1,24 Mb)
Разбор трека:
Что примечательного – я как обычно висел над вражеским филдом и пытался
бум-зумить на Фридрихе. Бум-зум осложнялся тем, что над филдом была облачность
и взлетающие самолёты прятались в ней. До конца миссии оставалось 6 минут и
я решил действовать более решительно, что в конечном итоге чуть не обернулось
для меня гибелью. Увидев первого взлетевшего я устремился за ним, но он меня
увидел. После того как он ушёл от моей атаки в вираж я развернулся через верх
(верхний Йо-Йо) и сделал повторную атаку, она оказалась удачной, и крыло у Яка
было срезано. В результате боя с Яком я спустился очень низко(1200-1500) и поэтому
оглядываясь по сторонам я пошёл в сторону солнца с набором высоты. Вскоре я
снова был над вражеским филдом и на хорошей высоте. Ситуация повторилась - кон,
прячясь в облаках шёл от филда и даже не пытался набрать высоту. Тут я совершил
ошибку. После первой атаки по этому ЛаГГу(хоть я и попал, но он ещё летел) я
стал его атаковать повторно не осмотревшись. А с зади в это время на меня устремился
уже другой Лагг. Но всёже доля оправданного риска в моих действиях была. Во-первых
до конца миссии оставались считанные минуты. А во-вторых мы летели почти в облаках
и я мог в случае опасности уйти и спрятаться там. Что я собственно и сделал,
увидев опасность. Примечателен второй заход на Лагга. Я дал очень длинную очередь
и стал наводить очередь на противника. В конечном итоге он был убит.
Мои ошибки: я уже разобрал – в обоих случаях мои действия были рискованы, так
как это был не чистый бум-зум а бум-зумная атака с добиванием. Показательно
то, что Бумзумить на мессе не так то просто. Вооружение не то.
Ошибки противников: Як молодец, потому что заметил меня. Он мог спастись, если
бы не вставал в тупой вираж, а делал бы вертикально-горизонтальные манёвры уклонения,
использую близкую облачность, а так я просто задрал прицел на упреждение и крыла
у Яка не стало. А вот Лагг немолодец. Неувидел меня и после первой же атаки
не мог маневрировать. Скорее всего я выбил у него рули высоты, а может и всё
вместе и рули высоты и элероны. Это было видно по тому, что он летел чисто по
прямой, но в конце всётаки пошёл на горку.
Кому-то бум-зум может показаться скучным занятием и даже неинтересным. Лично
я в бум-зуме нахожу прелесть в схожести с охотой. Я охотник и ищу жертву. У
неё есть два пути: либо погибнуть, либо ей повезёт и она останется жива и доползёт
до филда (возможность промаха, конечно, имеется, но всёже в 90% случаев противник
падает). В иных случаях тактика бум-зума рассматривается мной как единственно-возможная.
Например, как-то раз на сервере за синих остался только я. Против меня играло
человек 5-6 красных. Половина из них пошла штурмовать наземку, а вторая половина
стала искать меня. Я забрался на 9000 и сбил таки одного зазевавшего противника,
потом естетственно нужно было убегать подальше, потому, как все остальные истребители
тут же устремились в квадрат падения красного самолёта. При открытом бое у меня
шансов небыло бы вообще. Либо они меня бы сбили, либо я в лучшем случае, в конце
концов, так бы и сбежал.
Бум-зум также хорош, когда происходит одна большая свалка у земли между противоборствующими
филдами и если эти филды находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Это
классическая свалка. Самолёты взлетают с двух сторон и не успев набрать высоту
сразу оказываются в гуще событий. В такой свалке выживают единицы. Но всё же
кто-то не хочет сразу идти в свалку, а набирает высоту уходя сначало в сторону
от свалки. Вот эти ребята как раз и есть клиенты для бум-зумера. Ну, вобщем
бум-зум тоже интересен, но интересен по своему. При выборе такой тактики должна
быть сто процентная выдержка. Вы можете отлетать полчаса и никого не найти.
Но если вы переборете желание скорейшего драйва, то в конце концов будете вознаграждены
– опыт бум-зумных полётов сделает своё дело и «рыбные» места вы будете просто
чуствовать спинным мозгом.
Для тактики бумзума нужен специальный самолёт, у которого имеется две бум-зумные
характеристики.
Первая это возможность удрать после атаки. Например, если мы возьмём И-16 и
спикируем, развив скорость 600 (больше-развалится) например на Мессер Фридрих
(BF-109 F4), то в случае неудачной атаки у нас просто не будет шансов убежать.
Нам придётся вступить в бой, где нас возможно собьют. Поэтому такой самолёт
для бум-зума не годится. Самолёт должен быть быстрее, чем у противника или скороподъемнее,
что в конечном итоге позволит убежать пускай не в горизонтальном полёте, так
хоть в климбе. Например, Г-2 против Ла-5ФН подойдёт вполне.
Вторая важная характеристика это мощное вооружение. Если мы хотим сбить самолёт
в одном заходе, да еще и на большой скорости сближения с ним, то залп у нашего
самолёта должен быть приличный, потому как стрелять мы будем буквально доли
секунды.
Лучше всего для такой тактики подходит FW-190!!! Он просто создан для бум-зума.
4 пушки по 20 мм и плюс 2 пулемёта по 7 мм это сила. Вот коротенький трек, который
показывает, как мой FW-190 A6 в щепки разносит Ла-5Ф с первого залпа.
bula.ntrk (размер 90 Кb)
Из трека видно. что первые снаряды пошли мимо, но, наведя трассы на цель, Лавка
взорвалась в воздухе. Фока хороша не только вооружением. Большим преимуществом
фок является большая скорость на пикировании. В основной своей массе фоки легко
выдерживают 820-840 км в час. Кроме того, в отличие от тех же мессеров и всех
Советских самолётов Фоки имеют очень хорошую управляемость на больших скоростях.
Сядте на Мессер и разгонитесь до 650-700 и управление на нём становится вялым,
он становится неманёвренным. На фоке же чем выше скорость, тем лучше доворачиваемость.
Но здесь кроется одна опасность. На скоростях близких к флаттеру фока, как и
все самолёты может развалится и до предела скорости если совершать активные
манёвры элеронами или рулями высоты. Так что для меня существует правило: чем
ближе скорость моей фоки к 800 км в час, тем меньше надо дёргать ручкой. Способность
разгоняться до большой скорости при БУМ-ЗУМе очень важная черта самолёта. Чем
большую скорость мы наберём перед атакой, тем больше у нас будет разница в энергиях
в сравнении с жертвой, и тем выше и дальше мы уйдём после атаки. А высота это
безопасность.
Хорошими бумзумерами являются не только фоки. Р-47, Р-51, Р-40, Та-152, Ла-7,
Як-9У, Р-39, Р-38, BF-109 K-4, G-10, G-14, G-6 всё это самолёты, которые можно
взять для бум-зума.
Ещё раз повторю – достаточно сильное вооружение и способность оторваться от
противника, а не вступать с ним в бой это главные характеристики при выборе
самолёта для бум-зума.
Теперь настало время разобрать примерный вылет на конкретном самолёте. Я обычно
летаю на синих самолётах и просто обожаю FW-190. Это, как я уже упоминал универсальный
истребитель и полностью подходит для бумзума. Так что для примера возьмём Фоку.
Конкретно - FW-190 А-6.
На карте 43 год. В противниках у нас Як-9, Ла-5ФН, Ла-5Ф, Лагг-3 66 серии. Ил-2
не противник, а потенциальная жертва. Наибольшую опасность из списка противников
представляет Ла-5ФН. Потому что скорость у этого самолёта сравнима с нашей.
Пикирует хорошо (до 750). Отличное вооружение – 2 пушки ШВАК. Остальных противников
я не рассматриваю как серьёзных, потому что их скорости на порядок ниже, и мы
можем от них в любой момент оторваться простым пикированием. Главное не прозевать
их сзади и не дать им подойти незамеченным на дистанцию выстрела.
Для того, что бы вступить в бой с Ла-5 ФН нужно на первых порах знать методы
отрыва от противника. Отрыв, выход из боя, бегство – это самое главное при бум-зуме.
Методы отрыва определяются характеристиками кравтов.
Из собственных измерений Ла-5ФН имеет у земли скорость порядка 560 км в час
с закрытым радиатором и на полном форсаже (Фока А-6 только 550). Но вот в таком
режиме Лавка лететь долго не сможет, вскорости она перегреется и ей надо будет
переходить на режим долгой погони. Этот режим означает максимальную скорость
без перегрева двигателя. На таком режиме Ла-5ФН имеет скорость 510 км в час.
Фока же имеет скорость погони 530 км в час. Таким образом, Ла-5ФН имеет небольшое
приемущество только в начале погони, дальше Фока уходит в горизонте у земли.
Это говорит о том, что Ла-5 ФН нельзя подпускать близко к себе ( не более 1000
метров), и если она ближе, то надо сразу резко пикировать и отрываться, иначе
могут достать. Отрываться надо только по прямой. Никаких резких манйвров. При
пикировании и необходимости развить максимальную скорость необходимо всегда
закрывать радиатор и триммировать самолёт. Дело в том, что закрытие радиатора
и правильное тримирование увеличивают скорость. И чем больше скорость, тем больше
влияние этих самых радиатора и триммеров на скорость. Если нужно развернуться
или довернуть в сторону, то только плавно. Помните, любой манёвр – сжирает скорость.
Правильное тримирование на фоке иногда спасает от погони и помогает ровнее наводиться
на цель при атаке. Выбрать уровень триммеров очень просто самолёт должен лететь
всегда прямо при отпущенной ручке. Если его немного ведёт вверх или вниз, значит
самолёт неоттримирован. Радиатор же использовать надо по следующей схеме. Всегда
и везде, даже в бою нужно держать радиатор открытым, для того чтобы наш двигатель
был холодным. Закрывать радиатор нужно и можно только в экстренной ситуации
при бегстве от противника пикированием на максимальных скоростях.
Самое противное в уходе от погони это то, что ты постоянно в прицеле у противника,
а сам его не видишь. Тебе всё время кажется, что противник тебя догоняет. Ты
оборачиваешься назад и тем самым делаешь манёвры, теряя скорость. И именно в
этот момент противник и в самом деле начинает тебя догонять. Не повернулся бы,
то, скорее всего он бы тебя не догнал. Но контролировать противника надо обязательно.
Это можно делать и без потери скорости. Вот трек, показывающий как надо следить
за противником не теряя скорости на фоке:
pikir.ntrk (размер 1,1 Mb)
Разбор трека:
Что примечательного – Я находился в паре с новичком. Только что мы сбили
одну лавку и теперь мы набирали высоту. Но на горизонте повстречали одинокий
кон. Я начал сближаться и…
0-03 при сближении я увидел, что это противник. Причём с энергией побольше моей.
0-05 я довернул на него в надежде пройтись в лобовой. Но противник, чуствуя
своё превышение в энергии не стал рисковать, а ушёл от лобовой атаки вверх.
Я сразу понял что имею дело с опытным пилотом.
0-10 непрерывно следя за ним я увидел, что Лавка находится с превышением и возможно
сейчас сделав боевой разворот она сядет мне на шесть. Я сказал об этом своему
напарнику и пошёл по прямой, готовясь к пикированию.
0-30 Лавка зависнув в верхней точке, развернулась и начала пикировать за мной.
Но я к этому моменту уже отлетел на приличное расстояние.
0-40 Сзади выше видно Лавку, а у самого горизонта виден мой напарник. Он также
как и я проигрывает лавке в высоте. Лучшим решением в данной ситуации будет
отойти подальше вглубь своей территории с набором высоты. Возможно лавка погонится
за мной и спустится.
0-45 несводя глаз с лавки я начинаю делать плавную восходящую спираль для набора
высоты и привлечения лавки, что бы та села мне на хвост.
1-0 Лавка держит высоту и не желает спускаться вниз.
1-12 Я вижу, что мой напарник и Лавка сходятся и решаю развернуться на них,
так как Лавке сейчас не до меня. При этом я делаю боевой разворот и оказываюсь
уже достаточно высоко.
1-27 Лавка спикировала на моего напарника и ушла вверх. Я иду на неё. Чтобы
удостовериться в том, что наверх ушла действительно Лавка я дал запрос напарнику
на АНО. Он зажёг лампы.
1-45 В момент, когда я летел на Лавку у меня было немного времени, чтобы осмотреть
горизонт на предмет других противников. Что я и сделал.
1-51 Лавка делает боевой разворот и выходит мне в лоб сверху.
2-00 я замечаю справо от противника ещё один контакт. Его необходимо проверить.
А лавка, оказывается сделала разворот не на меня, а от меня. Я ошибся в направлении
её разворота.
2-03 я разворачиваюсь на второй контакт с целью проверки.
2-17 Как только я увидел, что это кобра, да ещё с большей энергией, то сразу
решил атаковать её в лоб. Пара противников противн нашей пары это черевато.
Нужно идти ва-банк. Но лобовую я решил провести по всем правилам.
2-20 Я начал стрелять заранее и наводил трассы на кобру. Как только она стала
стрелять по мне я тут же ушёл под неё. Дальше нужно было тикать из этой невыгодной
ситуации.
2-28 После лобовой осматриваюсь и вижу, что на меня сзади уже заходит Лавка.
2-33 Она так близко, что может выстрелить и попасть. Поэтому я принимаю решение
отрываться от неё в нисходящей спирали с пикированием.
2-39 Я включил дымы и АНО чтобы напарник имел представление о моём местоположении
и о том, что я нахожусь под атакой.
2-45 Лавка, очевидно увидев мою илюминацию не пошла за мной, а стала забирать
наверх. Но в этот момент я увидел, что сзади на меня ещё делает заход и кобра.
3-00 Положение уже угрожающее. Оба противника настроены меня догнать. Я опускаю
нос к земле и набираю скорость в пикировании, постоянно оглядываясь назад.
3-11 Закрыв радиатор, я оглянулся назад и увидел кобры и ещё пару конов сзади
кобры.
3-25 Кобра постепенно отстаёт. Мой отрыв удался. И я начинаю плавно климбиться.
3-53 Здесь наглядно видно как нужно следить за противником. Нужно плавно забирать
вбок, немного наклонив самолёт. В этом положении он виден очень хорошо. Если
же противник близко к вам и прячется за вашей бронеспинкой, то периодически
можно подруливать рулями направления как бы убирая хвост, чтобы разглядеть противника.
4-15 Мой напарник атакует кобру. Кобра ушла живой из того боя, а вот лавку мы
потом сбили. У нас потерь небыло.
Из трека видно, что для осмотра назад я немного наклоняю самолёт на крыло и
делаю ну просто очень плавный вираж. При этом противник выходит из мёртвой зоны,
и я имею возможность определить расстояние до него. Определение безопасно расстояние
или нет, приходит с опытом и является признаком мастерства пилота. Но на таких
серверах как Г1, имеются маркеры, показывающее не расстояние а тип самолёта.
Маркеры начинают проявляться при расстоянии в 1000 метрах до противника. Только
что появившийся маркер своего рода сигнал – противник уже близко.
Расстояние считается безопасным, если пули и снаряды противника просто недолетают
до вас. Полёт не по прямой, а чуть с уходом в сторону имеет ещё один положительный
момент. Противнику будет трудно целиться и стрелять, если он всетаки на дистанции
выстрела. При этом правильное упреждение расчитать практически невозможно.
При подобном отрыве нужно тянуть к своим ближайшим зениткам и звать товарищей
на помощь через чат или лучше через Тим-Спик. У меня было очень много случаев,
когда висящая на хвосте лавка летела за мной 60-80 км и в конце концов после
таскания её над моими зенами ей пробивали крылья, пускали бензин и она раненая
поворачивала домой. Тут уж я её не отпускал. Я считаю верхом тупизма идти за
фокой вглубь её территории, видя при этом, что ты её не догоняешь.
Но есть ещё один способ отрыва от противника кроме как пикированием к земле.
Дело в том, что фока имеет одно важное приемущество по сравнению со всеми красными
кравтами. Если высота фоки больше 2500 и если скорости преследователя и ваша
примерно равны, то в плавном наборе высоты вас не догонят никогда. Плавный набор
высоты, при котором скорость по спидбару равняется 350-400. Попробуйте засечь
секундомером за сколько Ла-5ФН наберёт высоту с 3000 до 5000, если лететь на
скорости 400 км в час. Лавка будет заметно медленнее набирать высоту. В итоге
мы будем отрываться и вверхх и в даль. В идеале отрываться нужно в сторону солнца,
так как на ярком солнечном диске прицеливание крайне затруднено.
Некоторые умные красные применяют такой приём. Видя, что их Лавка меня не догоняет
они немного пикируют – разгоняются, затем набрав скорость взмывают вверх и пытаются
вас догнать. И действительно расстояние немного сокращается. Но сокращается
на короткое время. Дальше лавка быстро теряет скорость до 250-220, а мы её держим
постоянной и в итоге Лавка отстаёт еще больше. В таком случае дёргаться не надо,
в особенности, если расстояние до Ла было приличным. Вот если расстояние было
уже на пределе и Лавка решила сделать финишный рывок, вот здесь в момент её
горки нужно также сделать горку и уйти точно также от неё вверх. Наша скорость
при этом достигнет значения в 300-280 км в час. Ниже опускать скорость опасно.
Как правило, после таких манёвров лавка безнадёжно отстаёт и бросает преследование.
С отрывом разобрались. Пути отхода определили. Заранее выяснили, где у нас большое
скопление зениток, что бы в случае чего туда отступить. Зенитки, как правило,
на филдах, в местах нахождения наземки, а также кораблей. Корабли вообще представляют
просто ужас для истребителей противника. Итак, взлёт.
Взлёт и набор высоты – это самая опасная стадия полёта. Потому что внизу у земли
без скорости фока наиболее уязвима. Если вам в этот момент сядут на шесть, то,
скорее всего вас собьют. Поэтому перед тем как запустить мотор, вслушайтесь
в вой сирен на филде. Сирены начинают выть, если противник находится в пределах
10 км от аэродрома, независимо от его высоты. Но существует и так называемый
сиренный баг. Когда, появившись на филде, сирены начинают громко-кромко выть.
Воют 2-3 секунды, а потом враз перестают. Это не что иное как баг и означает
он, что когда-то над филдом пролетал вражеский самолёт, но сейчас его, скорее
всего нет. Для меня взлёт невозможен, если на филде стреляют зенитки. Оставим
экстремальные взлёты под вулчем для драйволюбов – экстремалов. Напомню, что
филды чаще всего защищают высотные (бьют до 10 км вверх) и скорострельные невысотные
зены (бьют до 3200). Если зенитки стреляют, значит вас уже пасут и ваш взлёт
закончится падением от руки скорее всего такого же как вы охотника.
Но сирены в нашем вылете не воют, зены не стреляют, и мы запускаем мотор и выруливаем
на взлёт. Взлетаем и на максимальных оборотах на форсаже с открытым радиатором
лезем вверх, вверх и еще раз вверх. Потому что только на высоте 4000-6000 фока
чуствует себя как рыба в воде. Наилучшие результаты набора высоты на фоках достигаются
при скорости климба по спидбару в пределах 280-300 км в час. У мессера и Ла-5
эта скорость 220-230 км в час.
При наборе высоты можно перейти на ручной шаг винта и выставить 100%. При этом
скорость набора немного возрастёт. Набор высоты лучше всего производить не к
линии фронта, если она близко (20-30 км), а вдоль неё или от неё. В любом случае
надо расчитать так, что бы безопасную высоту в 4000-5000 метров мы набрали бы
ещё до того места, где может произойти первый контакт с противником.
Высоту мы набрали - 5000 метров. Теперь ставим мотор в режим экономии горючки.
Как правило это 80-85 % тяги на автоматическом шаге с открытым радиатором. Ну,
здесь я не могу не остановиться на уровне заправки. Для себя я определил правило
выбора уровня заправки на всех фоках. Бой на фоке, занятие не быстрое и не низкое.
Поэтому я лью в любом случае не менее 75% топлива. Выбор остаётся либо 75 либо
100. Если карта маленькая типа БОБа, то можно и 75, если средняя и большая,
то лучше 100. Дополнительные баки я не беру, по простой причине – чуствую, что
даже со сброшенным баком фока становится медленней. На уровень заправки также
может повлиять и вероятность встречи с противником. Если противников в достатке,
то оружие кончится быстрее чем топливо, а если противника фиг найдёш, то 100%
будет мало.
Ну, в общем, в нашем случае я взял 100%. Но при каждой возможности горючку надо
экономить. И вот идём мы на высоте 5000 метров с плавным набором в сторону вероятных
боестолкновений. Тягу держим 80-85%. Смотрим по стронам. Осмотр – приоритетная
вещь на данном этапе. А это первый этап боя. Увидев противника первыми мы можем
безболезненно выйти из боя, если увидим его выше нас и атаковать его, если увидим
его ниже нас. Обзор у фоки хороший за одним исключением. Вперёд обзор плоховат.
Особенно вперёд вниз. Но для того что бы осмотреть что твориться впереди-внизу
достаточно идти плавной змейкой или сделать переворот – бочку и посмотреть что
твориться под нами впереди. В любом случае обзор в стороны и назад просто замечательный.
Подходить к предпологаемому месту дислокации противника лучше всего со стороны
солнца – то есть с юга. Дело в том, что находясь выше противника да ещё и на
солнце мы будем ему не видны с большой долей вероятности. На мой взгляд, самым
лучшим местом в поиске противника являются районы, прилегающие к вражеским аэродромам.
Я часто просто вишу над филдами на высоте 5500-6000 (если там нет высотных зениток)
и отслеживаю противника ещё с момента появления на стоянке. Вижу, как он разбегается
и взлетает, потом вижу, как он набирает высоту и разворачивается в сторону противника.
Здесь надо затронуть, а вернее повторить ещё раз такой очень важный момент в
БУМ-ЗУМе как видимость противника на фоне земли. Как правило, видимость зависит
от времени года, времени суток и настроек игры. Зимой хорошо видно практически
на любых настройках. Самолёты представляются в виде чёрных точек на белом фоне.
Проблему представляют самолёты, которые на 3000- 5000 ниже вас на фоне лесов
или полей на летних картах. Тут в обязательном порядке должен быть установлен
идеальный режим графики в опции освещение ландшафта. Он имеет колосальное отличие
в яркости фона перед более низкой настройкой данной опции. Для примера, на идеальном
режиме я вижу самолёты противника идущие на высоте 500 метров на фоне полей
с высоты 8000 метров. В других режимах при прочих равных условиях эти же самолёты
я не вижу уже с 3000 метров. Так что идеальный режим освещения ландшафта при
бум-зуме должен присутствовать обязательно. Достигается он за счёт использования
видеоакселираторов последних поколений. Например, у меня Энвидиа – 6600GT.
Вернёмся к нашему полёту. Вися над филдом противника, и видя как самолёт противника
взлетает, я нахожуь просто в идеальных условиях для атаки. Я нахожусь сзади
и гораздо выше него. Вообще уже на стадии взлёта можно определить мастерство
взлетающего пилота. Если он появился на филде, а взлетать не спешит, возможно
слушает сирены, осматривает небо, то скорее всего ваша атака будет неудачной.
В случае обнаружения атаки противник просто уйдёт в сторону от бум-зума. Но
и даже опытные пилоты зачастую попадаются на удочку бум-зумщика. Если пилот
неопытный, то как правило он появившись на филде, сразу даёт полный газ и чешет
поперёк полос на взлёт. Быстрее, а то опоздает поучаствовать в свалке. Вот это
наш клиент.
После того как противник оторвался и начал набирать высоту здесь наступает самый
главный и ответственный момент – момент решения атаки. То есть я должен решить
для себя точно – атаковать мне его или нет. Подвох заключается в том, что зачастую
новички летают на очень малых высотах. Порядка 1000 метров. И что бы его атаковать
я должен снизиться до этих 1000 метров. При этом, конечно я разгонюсь до 800
км в час и после атаки моя скорость позволит мне уйти на 3000, но…. Уже на 740
км в час самолёт начинает трясти. Целиться в таких условиях очень сложно. Поэтому,
как правило, новичков, идущих на 1000 или ниже я не трогаю. Не трогаю идущих
низко ещё и по другой причине. Дело в том, что самолёт набирающий высоту имеет
скорость не выше 250-290 км в час. А самолет, взлетевший и идущий низко по прямой
будет иметь скорость 450-500. Наши скорости будут не сильно отличаться. Я могу
просто очень долго его догонять и с каждой секундой наши скорости будут выравниваться
(моя то будет уменьшаться). Тут вспоминается случай, когда я еле остался жив.
Лечу на фоке А-4, вижу, взлетел самолёт. Пошёл на 500-1000 метрах, а я на 4000
был. Я решил его атаковать. Но когда я начал пикировать он уже достаточно далеко
отлетел от филда. Я пикирую на него, снижаюсь, а он чешет себе по прямой под
520 км в час (как оказалось это была Ла-5Ф). Вот я уже снизился до его высоты
и скорость у меня под 650, а догнать быстро не могу. Вернее медленно догоняю.
И с каждой секундой моя скорость теряется. Я то уже по прямой иду. Короче догнал
я его уже на скорости 550, а у него 510-520 была. Тут он меня естественно услышал
и пошёл в вираж. Я даже выстрелить не успел. Еле-еле ушёл от него плавным климбом.
А ошибка моя была в угле атаки. Я неправильно расчитал угол пикирования на противника,
который бы позволил атаковать его на нужной скорости. Я не нарастил скорость
до максимального значения и поэтому слишком долго догонял противника. Это сделало
нашу разницу в энергии минимальной и предоставило больше шансов противнику увидеть
меня сзади. Угол должен быть таким, что б вы контролировали свою скорость. Если
он будет очень большим, то вы просто не понизите скорость и проскочите его,
или ещё хуже развалитесь. Если будет маленьким, то не догоните как в описанной
ситуации. Чуство угла атаки приходит с опытом.
